Воспитатель Сиушкова С.В.
Проект «Село мое родное»Одна из задач работы МБДОУ «Аленький цветочек» - воспитание у детей чувства патриотизма. Применительно к дошкольникам понятие «чувство патриотизма» носит достаточно абстрактный характер. Для детского сада эту задачу следовало бы формировать иначе: формирование ценностного отношения к родному краю. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод – наиболее целесообразная форма для решения задач нравственно-патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами, т.е. напичкать их как можно больше объемом знаний. Но это очень неблагодарная работа. Главное – научить ребенка пользоваться источниками информации. Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей. Метод проекта, используемый в дошкольных учреждениях, способствует развитию творческих способностей детей. Это одна из форм поисковой деятельности. По определению В. Ротенберга, поисковая деятельность – это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности, стимулирует внутреннее развитие ребенка и влияет на личность в целом. Метод проекта выступает мотивом в познавательной деятельности. Он развивает не только личность ребенка, но и взрослых, которые задействованы в этом проекте. Проектирование ориентируется на уникальные отношения «ребенка – взрослых», которые строятся на соучастии деятельности. Соучастие в деятельности – это участие на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Решая подсознательно практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся осмысливать и критически относиться к своей деятельности. Работа в коллективе единомышленников порождает веру в себя, в общее дело. В случае удачного решения проблемы участники испытывают положительные эмоции: радость, гордость, уверенность. Данная технология повышает качество образовательного процесса и позволяет быстро решить любую проблему, возникшую в педагогической деятельности. Проект может браться в качестве годовой задачи. Проект «Село мое родное»
Задачи проекта «Село мое родное»: - Воспитание любви к своей семье, близким, родному селу, детскому саду; - Воспитание бережного отношения к родной природе; - Воспитывать у детей трудолюбие и подводить их к умению оценивать результаты своего труда; - Знакомить с достопримечательностями села Писцово; - Развивать познавательный интерес и бережное отношение к традициям и истории своего села. Принципы проектирования: - Систематичность и последовательность; - Доступность обучения; - Связь обучения с жизнью и практикой; - Развивающий характер обучения; - Индивидуальный подход
Этапы проекта и сроки его реализации: - Подготовительный: занятия по краеведению. Работа кружка «Иван да Марья». Участие в проведении праздников, развлечений, мероприятий познавательного характера (сентябрь-май); - Основной: встречи, экскурсии, беседы, прогулки «Неделя любимого села» (8-14 июня); - Заключительный: конкурс рисунков (15 июня). Подготовительный этап проходил в течении учебного года. Были созданы условия для всестороннего развития детей. Один раз в месяц – занятие по краеведению. Два раза в месяц – занятие кружка «Иван да Марья». В рамках проекта проводились экскурсии по улице, где расположен детский сад, беседы о разных домах, о доме и о семье каждого ребенка, сбор фото из семейного альбома, праздники и развлечения с участием родителей. Я старалась убедить родителей в том, чтобы они вечерами не просиживали вместе с детьми у телевизора, смотря все передачи подряд, а чаще читали им книги, пели колыбельные перед сном и читали сказки. Готовя в доме праздник, следует подготовить подарки для всех членов семьи. Ведь дети должны понимать что мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья – семья, а в кругу семьи необходимо держаться друг за друга, где царят любовь и уважение, поддерживаются добрые отношения. Как была права М. Цветаева: «Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь, а чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь». Я считаю, что каждый воспитатель должен передавать свои знания детям и закладывать нравственный фундамент, на который будут опираться их моральные ценности в дальнейшей жизни.
Основной этап Первый день. «Село родное» - беседа о родном селе, используя фото, иллюстрации. Заучивание стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края». Второй день. «Мой дом – моя семья» - рассказы детей о членах семьи, используя семейные фото. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Рисование на тему «Моя семья». Третий день. «Мой любимый детский сад» - беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. Пение песен и чтение стихов о детском саде. Четвертый день. «Природа на участке детского сада» - экскурсия по территории д/с, труд на участке д/с. Пятый день. «Экскурсия по улице, где расположен детский сад» Шестой день. «День рождения села» - участие детей родителей в проведении праздника.
Заключительный этап Рассказы детей о празднике «Кто что видел? Что понравилось?». Рисунки на асфальте. Интерес к краю проявился в детских рисунках, рассказах, от детей он передался и родителям. Сформировалось ли у детей чувство любви к малой родине, об этом говорить еще рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории, культуре, обычаям и традициям появились. Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в том, что проект не «привязан» к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Ребенок выступает в качестве субъекта воспитательно-образовательного процесса: он сам выбирает тему, способ работы, действия и получает результат. Я считаю, что проектная деятельность является эффективной формой нравственно-патриотического воспитания дошкольников, воспитывает у детей привязанность к родителям, развивает интерес к их трудовой деятельности и положительное отношение к сверстникам и детскому саду, формирует адекватную самооценку. 29 ноября 2016 в 11:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.